В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ

Керченский мост Ротенберга. Как компания друга Путина строит мост в Крым и почему он может рухнуть в любую минуту

Николай ГОРОХОВ. Интернет-издание «ГОРДОН»
Мост через Керченский пролив призван решить для России проблему транспортного сообщения с Крымом. Компания приближенного к президенту России бизнесмена Аркадия Ротенберга собирается закончить строительство моста в 2018 году. Корреспондент интернет-издания «ГОРДОН» попробовал разобраться, почему сроки завершения проекта можно считать амбициозными, а ученые и эксперты считают строительство моста небезопасным.

Автор двух проектов моста, сделанных в 90-е годы, Георгий Росановский удивляется выбору участка для строительства:
«Здесь очень плохая геология... Коренные грунты на глубине 80-90 метров. Все, что выше, — прослойки илистых грунтов или грунтов немного покрепче, но на них нельзя «сажать» фундаменты опор».

Тему моста через Керченский пролив любили использовать в своих заявлениях политики, в частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков

Планы по строительству моста через Керченский пролив существовали в СССР еще в середине 30-х годов, их осуществлению помешала война. Мост также собирались строить нацисты после оккупации Крыма в 1941 году. Гитлер хотел упростить переброску войск на Кавказ, но ресурсов воюющей Германии хватило только на канатную дорогу. Первый настоящий мост из Краснодарского края в Крым был построен Советской Армией после освобождения полуострова в 1944 году. Для этого использовали материал, оставленный немцами. Между двумя берегами установили металлические опоры, по которым пустили железнодорожное полотно. Строительство началось весной 1944 года, а первые поезда стали курсировать через пролив в ноябре. Однако уже в феврале следующего года опоры моста были разрушены льдинами.

В 1949 году был разработан новый проект моста — монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двух­уровневым, а в начале будет установлена гигантская статуя Сталина. Проект не был реализован из-за дороговизны. Вместо него в 1953 году начала работать паромная переправа.

В середине 90-х, в уже независимой Украине, было разработано несколько проектов моста, который мог бы соединить два отдельных государства. В 1993 году проект моста разрабатывал киевский институт «Союзтранспроект». В 1995 году компания «Крымэнергоресурсы» предложила вариант двухъярусного моста — с автомобильным и железнодорожным полотном. Полная стоимость строительства с учетом подъездных путей составляла 1,5-2 миллиарда долларов. Авторы проекта предполагали, что за пять-шесть лет его можно будет окупить за счет платного проезда.

Тему моста через Керченский пролив любили использовать в своих заявлениях политики. В частности, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. В 2001 году при участии Лужкова, спикера ВР Крыма Леонида Грача, главы Кабмина Крыма Сергея Куницына, а также руководства Краснодарского края России и керченского городского головы в Керчи был открыт памятный знак о «принципиальной договоренности разработать и реализовать проект многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив». Однако инвестор под этот проект так и не был найден.

В 2005 году было предложено заменить мост тоннелем. Тогдашнее правительство Крыма во главе с Анатолием Бурдюговым представило проект, разработанный научно-производственной фирмой «Экспо». Основные преимущества тоннеля перед мостом — устойчивость к влиянию атмосферных явлений и минимизация вреда для экологии Азовского моря. Противники тоннеля утверждали, что проект обойдется значительно дороже и будет сложнее в строительстве и эксплуатации.

В апреле 2008 года договоренность о строительстве моста была достигнута на уровне двух правительств. О намерениях высказались тогдашние премьер-министры России и Украины Виктор Зубков и Юлия Тимошенко.

Летом из Керчи поступала информация, что рабочим, занятым на строительстве моста, задерживают заработную плату

С приходом к власти Виктора Януковича о проекте строительства моста заговорили больше и активнее. В октябре 2010 года на встрече главы Украины с президентом России Дмитрием Медведевым был рассмотрен и одобрен проект строительства моста. Предполагалось, что он должен быть построен к началу Евро-2012. В декабре 2013 года, когда Янукович после отказа от ассоциации с ЕС приехал в Москву за кредитом от Путина, два президента в очередной раз обсуждали вопрос строительства моста и, как сообщалось, договорились о «конкретных шагах».

Строительство моста в Крым началось в 2014 году после аннексии полуострова. В июне в РФ утвердили проект моста, проходящего через косу Тузла. Несмотря на то что этот вариант длиннее, в России обосновали его сразу несколькими преимуществами. Во-первых, в этом случае можно соорудить более удобные транспортные развязки, во-вторых, больше места для установки сложной техники. Немалую роль сыграло и то, что при таком варианте не будет помех для работы паромной переправы, которая сейчас соединияет Крым с Россией.

Стоимость проекта петербургского института «Гипростроймост» составила 280 миллиардов рублей или почти 3,5 миллиарда долларов. Общая длина моста планируется 19 километров, высота над уровнем моря — 35 метров.

Подряд на строительство получила компания «СГМ-Мост», дочернее предприятие ООО «Стройгазмонтаж», председателем совета директоров которой является Аркадий Ротенберг, один из группы приближенных к Владимиру Путину бизнесменов.

Строительство моста из России на территорию аннексированного полуострова не осталось без внимания США. В сентябре 2016 года американское министерство финансов опубликовало очередной список компаний, против которых вводятся санкции. В список попали проектировщики моста, подрядчик и субподрядчик, а также государственный заказчик — Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань».



В 1949 году был разработан новый проект моста — монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двухуровневым, а вначале будет установлена гигантская статуя Сталина

В 1949 году был разработан новый проект моста — монументальный и амбициозный. Предполагалось, что он будет двухуровневым, а вначале будет установлена гигантская статуя Сталина


Азовское море имеет статус внутреннего водоема для двух стран, что зафиксировано в украино-российском договоре 2003 года. Для строительства сооружения в его акватории требуется формальное разрешение Украины. «Получается забавно: Крым, исходя из нынешнего законодательства РФ, «вошел» в состав России — но не Керченский пролив! Он по-прежнему общее для использования водное пространство, где односторонние действия невозможны, а все вопросы использования акватории пролива должны осуществляться по соглашению между сторонами», — пишет журналистка Валентина Самар в статье «Невидимый коридор» для «Зеркала недели».

Юрист, эксперт по морскому праву и экс-правительственный уполномоченный Украины по делам ЕСПЧ Борис Бабин считает, что правительство могло бы предпринимать больше усилий для дипломатического давления на Россию за незаконное строительство. «Имитация действий есть. В реальности их нет», — заявил Бабин в комментарии «Крым.Реалии».

Первая авария на пока еще недостроенном мосту произошла в марте 2016 года

В 2016 году, согласно официальным отчетам, на строительство моста было выделено 69 миллиардов рублей, о чем 28 декабря отчиталось Упдор «Тамань». Ранее, летом этого же года, из Керчи поступала информация, что рабочим, занятым на строительстве моста, задерживают заработную плату и не в полном объеме выплачивают обещанное. О том, что финансирование строительства Керченского моста проходит с проблемами, в июне 2016 года сообщал также Forbes.

Проект сопровождается мощной PR-поддержкой. Кампания по информационному сопровождению моста даже получила в России специализированную премию за лучшую PR-активность, пишет издание «В Крыму». Тем не менее строящийся мост не раз подвергался критике со стороны ученых и экспертов. Автор двух проектов моста, сделанных в 90-е годы, главный инженер компании «Союзтранспроект» Георгий Росановский удивляется выбору участка для строительства через Тузлу.

«Здесь очень плохая геология. Дно илистое, коренные грунты на глубине 80-90 метров. Все, что выше, — прослойки илистых грунтов или грунтов немного покрепче, но на них нельзя «сажать» фундаменты опор», — рассказал Росановский в интервью «Фокусу».

Также Росановский опасается, что строительство моста создаст опасность для проходящих через пролив судов. «Здесь канал имеет повороты, у судов просто будет мало места для маневра. При подходе к мостовым переходам суда должны иметь установившееся прямолинейное движение. Выруливать в условиях шторма или темноты не годится», — заявил он.

Первая авария на пока еще недостроенном мосту произошла в марте 2016 года. Турецкий сухогруз «Лира» протаранил одну из строящихся опор.

С мнением Росановского согласен старший научный сотрудник Института водных проблем РАН Юрий Медовар. «Там грязевой вулканизм, там шесть водоносных горизонтов, плюс ко всему, там карст. Куда, как сейчас все объясняют, мы будем бить сваи? Ребята, там ничего бить нельзя», — заявил он.

Эксперт также добавил, что течения в проливе создают небезопасную ситуацию. «Там же две реки впадают: Дон и Кубань. И происходит рассоление морской воды, то есть там идет замерзание акватории — штормовая ситуация», — подчеркнул он.

Член Академии строительства Украины Петр Коваль отмечает, что мост является сейсмически опасной конструкцией, так как расположен в месте тектонического разлома. «Были искусственно снижены требования к сейсмоустойчивости сооружения. А мы знаем, какие землетрясения были в Крыму», — сказал он изданию «Крым.Реалии».

Российский эксперт, бывший директор Ленинградской гидроэлектростанции Юрий Севенард считает, что будущий мост может представлять опасность для автомобилей ввиду сильных ураганных ветров и высокого риска обледенения дороги.

«В этом регионе бывают очень сильные ураганные ветры, которые могут привести к аварийным ситуациям с машинами на мосту протяженностью, напомним, аж 19 километров. Плюс гололедные явления — частый фактор в условиях перемены температур. Ветры, высокая влажность, ледяные дожди (но обледенение может быть и без них) — все это опасно с точки зрения скольжения транспорта», — заявил он в интервью «Московскому комсомольцу».

Немецкий мостростроитель профессор Дрезденского технического университета Хольгер Свенссон считает, что сроки сдачи моста в 2018 году чрезмерно оптимистичны. «Я не утверждаю, что это невозможно, особенно если российское государство этого захочет и за ценой не постоит... Но сроки очень амбициозные», — отметил он в интервью Deutsche Welle.

На данный момент строители моста заканчивают возведение автомобильных подъездов к мосту с западной и восточной сторон пролива и сухопутную часть переезда на острове Тузла. Для забивки свай на морском участке пути рабочие построили временный мост. На данный момент идет процесс установки опор. Проблема возникла с выбором подрядчика для строительства железнодорожных подъездов к мосту, сообщает «Коммерсант». Две попытки организовать конкурс на проведение этих работ провалились — нет желающих.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось